Если Вы отправляетесь в путешествие, в том числе и воспользовавшись услугами туристического агентства, надо быть всегда готовым ко всякого рода неожиданным ситуациям и радоваться, когда они приятные и постараться не очень огорчаться, если они, увы, доставляют Вам огорчение. Согласитесь, нельзя запрограммировать Ваше путешествие таким образом, чтобы все сбылось на 100%!

Турфирма, если Вы удачно доверили свой досуг, поверьте, все предусмотрела и сделала для того, чтобы в рамках обусловленной программы тура Вы получили максимум удовольствия от предстоящего путешествия!

Первое, с чем Вы сталкиваетесь, отправляясь в путешествие — это транспорт, будь то железнодорожный, водный, воздушный и т.д. О возможных ситуациях, связанных с ним мы и поговорим.

Как правило, турфирма не располагает собственным транспортом, а прибегает к услугам специализированных транспортных предприятий.

И вот первый повод для испорченного настроения — сбой в графике перевозки пассажиров. Он может быть незначительным (задержка вылета рейса на час-другой) и более серьезным, например, перенос даты вылета.

Исходя из этого Ваши возможные действия:

  • отказаться от полета, сдать авиабилет перевозчику и получить обратно деньги;
  • расторгнуть договор с турагентством и потребовать от него возмещения стоимости турпродукта;
  • терпеливо ждать, когда Вас, наконец, пригласят на посадку для продолжения путешествия.

Что Вы должны знать, чтобы правильно сориентироваться в подобной ситуации?

Прежде всего, что ответственность за перенос или задержку рейсов, в т. ч., за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, лежит на перевозчике (Воздушный кодекс РФ). Договор воздушной перевозки пассажира (авиабилет) является самостоятельным договором между пассажиром и авиаперевозчиком, и Вы имеете право направить претензию непосредственно авиаперевозчику Все требования, в том числе требования о возмещении морального вреда, могут быть удовлетворены лишь авиаперевозчиком.

Фирма по поручению, от имени и за счет туриста приобретает авиабилет. Сама перевозка не является услугой, которая предоставляется непосредственно турфирмой. Ее роль в данной ситуации сводится лишь к выполнению функции поверенного в приобретении авиабилета. Турист выступает в роли доверителя и сам полностью несет ответственность за выбор рейса, самолета и пунктов прилета и вылета. В связи с этим, любые претензии о ненадлежащем исполнении договора воздушной перевозки пассажира, независимо от причин ненадлежащего исполнения, могут предъявляться лишь стороне по договору, которой является авиаперевозчик, а не турфирма.

Вы имеете право ( ФЗ «Об основах туристской деятельности») потребовать изменения или расторжения договора с турфирмой до начала тура в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (хотя к таким существенным изменениями обстоятельств закон и не относит задержку или перенос авиарейса). Это спорный вопрос и решение принимается только судом.

В соответствии с договором, который заключается со всеми туристами, в случае расторжения договора со стороны туриста в любое время до начала тура, туристу возвращается стоимость тура за вычетом лишь фактически понесенных затрат.

Помните и о том, что в подобной ситуации турфирма оказывается в довольно сложном положении, когда ей придется приложить немало усилий, а зачастую и понести дополнительные расходы с тем, чтобы как-то выправить создавшееся положение, организовать и обеспечить все необходимое, чтобы Ваше путешествие прошло полноценно, и чтобы Вы как можно скорее забыли о случившемся.